Как корпоративная культура влияет на цифровизацию компании

Часто звучит мнение, что для проведения цифровизации в компании должна быть особенная культура и если вы недотягиваете до Google, то миссия обречена на провал. Чтобы понять, так ли это, необходимо для начала разобраться с понятиями. Делаем это вместе с директором центра организационной диагностики и развития Академии Ростеха Иваном Зубакиным.
Иван Зубакин
Иван Зубакин
директор центра организационной диагностики и развития Академии Ростеха

⏱ Время прочтения — 3 минуты

В своей основе корпоративная культура — это сложившийся набор поведенческих паттернов сотрудников, основанный на убеждениях и ценностях. Если говорить о культуре применительно к понятию «цифровая компания», то цифровая культура — это такой набор убеждений и поведенческих стереотипов, который способствует внедрению и развитию цифровых технологий. Давайте остановимся на четырех ключевых посылах цифровой культуры.

Во-первых, это понимание, зачем компании нужна цифровизация, что она дает, какие выгоды получает организация и каждый ее сотрудник. Поэтому в процессе трансформации очень важно уделять внимание разъяснению преимуществ цифровизации. Ключевым инструментом корпоративной культуры в этом случае является развитая система внутренних коммуникаций и обратной связи, которая позволяет отвечать на волнующие сотрудников вопросы. При этом коммуникации должны носить системный и постоянный характер, а не быть разовыми и точечными.

Вторым ключевым элементом корпоративной культуры в период цифровизации является готовность компании проводить изменения процессов. Необходимо развивать у сотрудников убеждение, что существующие процессы можно и нужно менять и переводить в цифровой формат. Это касается не только внутренних процессов, но и взаимодействия компании с внешним миром. Для того чтобы сотрудники стали активными участниками изменений, в корпоративной культуре нужно внедрять понятия «улучшения» и «изменения» как ценность, дать возможность работникам критически переосмыслить процессы и найти пути их улучшения.

В-третьих, изменения процессов требуют новых навыков и знаний от сотрудников. Поэтому желание и стремление обучаться — еще одна ценность корпоративной культуры, без которой невозможна цифровизация компании. Культура постоянного развития и обучения позволит сотрудникам быть в курсе всех новшеств и успешно применять их в своей работе. Отмечу, что речь идет о знаниях и умениях не только в области построения цифровых продуктов и процессов, но и о различных методах работы: технология Scrum, agile-метод, управление изменениями и т. д.

Четвертый, на мой взгляд, важный элемент культуры — ориентация на потребности клиентов с точки зрения применения цифровых решений. Безусловно, в процессе цифровизации компании ее продукты и услуги значительно трансформируются. Это означает, что у сотрудников, отвечающих за формирование продуктов и услуг, появляется совершенно новая установка на то, каким должен быть продукт. И, конечно, для эффективного преобразования продукта важно уделять внимание взаимодействию с потенциальными клиентами и выяснять их запросы и требования к продуктам.

Все эти четыре аспекта корпоративной культуры являются базисом не только для успешной цифровизации, но и для проведения любых сквозных изменений, затрагивающих все процессы компании, например внедрение ERP-систем или технологий lean-производства. При этом цифровая культура не является чем-то труднодостижимым, возможным только в крупнейших ИТ-компаниях, ее ценности можно грамотно внедрить в организацию любого размера и работающей в любой отрасли. Компании, которые сформировали у себя корпоративную культуру, поддерживающую изменения и развитие, успешно и быстро будут продвигаться и в процессе цифровизации, и в других трансформациях. Это позволит им быть гибкими и оперативно адаптироваться под условия рынка.